Перейти к содержимому

Вторая битва за Харьков, весна… катастрофа 1942 года

05.03.2015

soldats-ussr1Харьковская операция 1942 года, или Вторая харьковская битва — крупное сражение, которое произошло 12-30 мая 1942 года. Красная Армия тогда сделала попытку стратегического наступления, которое завершилось окружением и практически полным уничтожением наступающих советских войск (потери — 270 тысяч человек, из них 170 тысяч — как сейчас принято говорить 200х, то есть погибших). В разных источниках эту битву описывают немного по-разному, но все согласны, что в ту весну наступление РККА на Харьков с треском провалилось по многим причинам и привело к катастрофическим последствиям для компании 1942 года.

Из-за поражения под Харьковом стало возможным стремительное продвижение немцев на южном участке фронта на Воронеж и Ростов-на-Дону с последующим выходом к Волге и продвижением на Кавказ.

Предыстория. В январе 1942 года войска Юго-Западного фронта нанесли успешный удар в районе Изюма. В результате наступления был создан плацдарм на западном берегу реки Северский Донец в районе Барвенково (Барвенковский выступ). Была открыта возможность дальнейшего наступления советских войск на Харьков и Днепропетровск. Красная Армия перерезала железнодорожную линию Днепропетровск-Сталино (Донецк), по которой шло снабжение 1-й танковой армии вермахта. С началом весенней распутицы (и в результате ожесточенного сопротивления немцев) наступление советских войск было остановлено.

kharkov-battle2

12 мая 1942 года армии Юго-Западного направления, руководимые С. Тимошенко, И. Баграмяном и Н. Хрущевым, при поддержке большого количества танков, авиации и артиллерии перешли в наступление. Быстро прорвав немецкий фронт, они устремились к Харькову. 29 мая все было закончено.

Вот что о дальнейших событиях пишет Большая Советская энциклопедия (БСЭ):

«Целью наступательной операции ЮгоЗападного фронта являлся разгром харьковской группировки противника и создание условий для наступления на днепропетровском направлении. План операции предусматривал нанесение ударов войсками ЮгоЗападного фронта из района Волчанска и с барвенковского выступа по сходящимся направлениям на Харьков. Главный удар с барвенковского выступа на Харьков с Ю. наносили 6я армия  и оперативная группа генералмайора Л. В. Бобкина (10 стрелковых и 3 кавалерийских дивизии, 11 танковых и 2 мотострелковые бригады). Вспомогательный удар из района Волчанска в обход Харькова с С. и С.-З. наносила 28я армия  и примыкавшие к ней соединения 21й  и 38й армий (всего 18 стрелковых и 3 кавалерийских дивизии, 7 танковых и мотострелковые бригады). В резерве командующего фронтом находились 2 стрелковые дивизии и кавалерийский корпус. Обеспечение наступления войск ЮгоЗападного фронта возлагалось на расположенные на юге барвенковского выступа 57ю  и 9-ю  армии Южного фронта.

Одновременно командование немецкофашистской группы армий «Юг» (генералфельдмаршал Ф. фонБок) готовило наступательную операцию «Фридерикус I» силами 6й армии (генералполковник Ф. Паулюс) и армейской группы с двумя танковыми армиями генералполковник Э. Клейста с целью ликвидации барвенковского выступа путём нанесения ударов из районов Балаклеи и Славянска на ИзюмПротив ЮгоЗападного и правого крыла Южного фронтов противник имел до 30 дивизий при общем соотношении сил в его пользу. При этом, если в полосе ЮгоЗападного фронта советские войска имели превосходство в людях в 1,5 раза и два раза в танках (в большинстве лёгких), при равенстве сил в артиллерии и авиации, то в полосе Южного фронта советские войска уступали противнику: в пехоте в 1,3, в танках в 4,4, в артиллерии в 1,7 раза

В результате в марте-апреле 1942 года шла настоящая гонка по подготовке направленных друг против друга наступательных операций. Вопрос был в том, кто начнёт первым и сможет переиграть противника. Ничего не напоминает?

БСЭ: «12 мая войска ЮгоЗападного фронта перешли в наступление, прорвали оборону противника и за 3 дня продвинулись на направлении главного удара на 2550 км и на вспомогательном направлении на 1825 км. Однако командование фронтом только 17 мая ввело в сражение вторые эшелоны армий (в т. ч. танковые корпуса), что позволило противнику перебросить к участкам прорыва значительные подкрепления и организовать прочную оборону. В то же время противник 17 мая перешёл в наступление силами 11 дивизий группы Клейста из района КраматорскСлавянск против 9й и 57й сов. армий и одновременно силами 6йармии из районов южнее Белгорода и северовосточнее Харькова против 28й армии. 9я армиязначительно уступавшая в силах противнику, была вынуждена отходить за р. Северский Донец, в результатечего создалась угроза окружения ударной группировки ЮгоЗападного фронта. Хотя в этих условиях необходимо было прекратить наступление и принять меры к ликвидации прорыва, командование фронтом продолжало наступление до 2й половины 19 мая, когда противник уже вышел на тылы барвенковской группировки. Приказ о переходе к обороне оказался запоздалым
Почему же меры по ликвидации прорыва не были предприняты сразу? Сообщают, якобы штаб ЮФ фронта узнал о немецком наступлении только во второй половине дня, а штаб Юго-Западного направления только к концу дня. К этому времени немцы прорвали оборону 9-й армии на всю глубину и вели бои с оперативными резервами ЮФ. Из-за отсутствия информации о немецком ударе и прорыве, резерв ЮЗН направления – 2-й кавкорпус и резерв 57-й армии – 14-я гвардейская стрелковая дивизия, которые располагались поблизости от прорыва, весь день простояли на месте, не зная о немецком прорыве и не имея приказа на противодействие прорвавшимся силам врага. По итогам первого дня сражения командарм Харитонов был отстранён, его заменил генерал-майор П. М. Козлов.
БСЭ: «23 мая группа Клейста соединилась южнее Балаклеи с частями 6й немецкой армии, отрезав пути отхода советским войскам, находившимся западнее рСеверский Донец. Одновременно противнику удалось окружить и другую ударную группировку ЮгоЗападного фронта на волчанском направлении. Окруженные советские войска (в т. ч. части 6й и 57й армий  под командование генераллейтенанта Ф. Я. Костенко) вели тяжёлые бои в условиях господства авиации противника, прорываясь небольшими группами из окружения. Командование ЮгоЗападным направлением(Маршал С. К. Тимошенко) предприняло меры с целью прорвать фронт окружения извне, что позволило вывести из окружения около 22 тыс. бойцов и командиров, но большего достичь не удалось.  Т. о., успешно начавшаяся битва за Харьков окончилась крупной неудачей, войска обоих фронтов понесли большие потери. Это явилось результатом недостаточного умения вести наступление большими силами, ошибок командования югозападным направлением и ЮгоЗападным фронтом, неполной сколоченности соединений и низкой обеспеченности боевой техникой и боеприпасами
Поражение было очень серьезным, до последнего времени оно умалчивалось в РФ. Но в 2012 году (!) на российском сайте появился интересный анализ операции: «Вторая харьковская битва является хорошим примером сражения, в котором успеха достигает более решительная и быстрая сторона. Командование советского ЮЗН было в двух шагах от победы и значительного успеха, но немецкое командование смогло обернуть ситуацию вспять, и войска Красной Армии потерпели сокрушительную катастрофу. Своевременный ввод в бой 21-го и 23-го танковых корпусов мог заставить и так бывшее в сомнении командование группы армий «Юг» бросить все силы для защиты Харькова и спасения войск 6-й армии, которые могли попасть в окружение. Видимо, является ошибкой и тот факт, что Южный фронт был предоставлен сам себе – организация вспомогательного удара на этом направлении могла отвлечь часть сил армейской группы Клейста. Удар танковых корпусов мог помочь и северной группировке советских войск – немецкому командованию пришлось бы снять с этого направления одну или две танковые дивизии.»
А вот как описывает подготовку к операции http://delostalina.ru/?p=532 . Тут уже о победе речь не идет. На неудачное наступление просто списали текущие потери:
«Интенсивные, с большими потерями бои продолжались весь март и первую декаду апреля, однако расширить горло Барвенковского оперативного «мешка» (полуокружения) не удалось и часть войск ЮЗФ и ЮФ по-прежнему находились в полуокружении. «Полковод­че­­­­­ская» бездарность и полное пренебрежение командования ЮЗН к человеческим жизням привело к тому, что в течение этих операций войска ЮЗН ежемесячно теряли по 110-130 тысяч человек и к середине марта, когда «доблестные стратеги» дезинформировали Сталина, некомплект личного состава только в стрелковых дивизиях ЮЗН уже составлял 370 888 человек!… 29 мая Сталин направил Тимошенко и Хрущеву телеграмму, в которой, при подчеркивании, что речь идет прежде всего об ошибках Тимошенко и Хрущева, говорилось: «В течение каких-либо трех недель Юго-Западный фронт, благодаря своему легкомыслию, не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел еще отдать противнику 18-20 дивизий… Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе, которую пережил фронт и продолжает еще переживать, то я боюсь, что с вами поступили очень круто».»
Интересна своими подробностями книга К. Быкова Последний триумф Вермахта. Харьковский котел.
http://www.e-reading.link/bookreader.php/1003049/Bykov_Konstantin_-_Posledniy_triumf_Vermahta._Harkovskiy_kotel.html
 Там приведено показательно-неправдивое Сообщение Совинформбюро от 31.05 Оперативная сводка за 31 мая О БОЯХ НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Некоторое время назад Советскому Главному Командованию стали известны планы немецкого командования о предстоящем крупном наступлении немецко-фашистских войск на одном из участков Ростовского фронта. На этом участке фронта немецкое командование сосредоточило не менее 30 пехотных дивизий, 6 танковых дивизий и большое количество артиллерии и самолетов. Чтобы предупредить и сорвать удар немецко-фашистских войск, Советское Командование начало наступление на Харьковском направлении, при этом в данной операции захват Харькова не входил в планы Командования.

В течение двух недель на этом участке фронта происходили ожесточенные бои.

Теперь, когда бои подошли к концу, можно сказать, что основная задача, поставленная Советским Командованием, — предупредить и сорвать удар немецко-фашистских войск — выполнена. В ходе боев немецко-фашистские войска потеряли убитыми и пленными не менее 90 тысяч солдат и офицеров, 540 танков, не менее 1500 орудий, до 200 самолетов. Наши войска в этих боях потеряли убитыми до 5 тысяч человек, пропавшими без вести 70 тысяч человек, 300 танков, 832 орудия и 124 самолета.

Командование немецкой армии расписывает бои под Харьковом, как свою крупную победу, и сообщает при этом фантастические цифры якобы захваченных в плен советских солдат и уничтоженной советской техники. В ответ на эти измышления мы можем только сказать: еще несколько таких немецких «побед», и немецко-фашистская армия будет окончательно обескровлена.

СОВИНФОРМБЮРО

Есть, есть чему учиться современным СМИ у советских пропагандистов!

PS. В реальности самые тяжелые бои советской армии еще предстояли…

В результате огромных потерь советская оборона на юге оказалась существенно ослаблена, чем германское командование тут же воспользовалось. 28 июня 4-я танковая армия генерала Гота прорвала фронт и устремилась к Дону. 7 июля немцы подошли к Воронежу, 23 июля пал Ростов-на-Дону. В начале августа 6-я армия Паулюса вышла на дальние подступы к Сталинграду. Начались битвы за Кавказ и Сталинградская. И если бы Гитлер не вмешивался в планирование, настаивая на распылении направлений главных ударов, запрещая отступления из полуокружения и пр., все могло закончиться гораздо плачевнее.

No comments yet

Оставьте комментарий