Перейти к содержимому

Харьков, октябрь 1941. Первые дни оккупации

10.10.2014

[Воспоминания маленькой девочки] В первые дни оккупации Харькова в городе сразу исчезли мародеры, которые грабили магазины и фабрики. Тогда я не знала, но, видимо, тех, кто не прекратил грабежи (а грабили многие!) сразу расстреливали. Прекратились изматывающие бомбежки. Народ затих и затаился.

И вот тут, по всему Харькову развесили объявления о том, что все должны явиться на Сумскую прослушать важные объявления властей «о новом порядке». Мы пошли вдвоем с моей тетей Мотенькой, мама с моей двоюродной сестрой остались дома.

Возле памятника Шевченко собралась большая толпа — люди хотели послушать, что скажут «новые власти». На другой стороне Сумской находился дом, с балкона которого сначала что-то непонятно и быстро прочитали по-немецки, а потом что-то большое выбросили…. Какие-то мешки.

Народ ахнул: Ааах!

Мотинька закрывала мне глаза, плакала. Мы быстро пошли домой, проталкиваясь через толпу. Больше никогда меня на «важные объявления властей» не брали.

Позднее я узнала, что это была первая показательная казнь пойманных партизан.

PS. Как все-таки люди не боятся во время оккупации за своих детей! Или поначалу оккупанты их не пугают? По рассказам очевидцев, немцы казались тогда многим «вполне цивилизованными» людьми. Ведь в первый момент стало спокойнее. Впрочем, о горожанах немцы совершенно не заботились, надеясь закончить войну до зимы и сначала даже не планируя их кормить.

Первый месяц оккупации был тяжелым!

No comments yet

Оставьте комментарий