Skip to content

Август 1943 года, бои за Харьков

06.08.2010

Panzer in CharkowВ советской и российской историографии Курскую битву принято разделять на три части: Курскую оборонительную операцию (5-23 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско‑Харьковскую (3-23 августа) наступательные. Как жителя Харькова меня недавно заинтересовали события 3й операции. Почему недавно? — в юности всем нам внушали, что важнейшими, переломными событиями 1943 года были бои на Курской дуге, под Прохоровкой. Про Харьков в Москве предпочли забыть — слишком большой кровью далась победа.

В ночь на 3 августа 1943 года партизаны Белоруссии, Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей и часть украинских партизан (всего 167 бригад и отдельных отрядов, около 100 тысяч человек) нанесли мощный удар по железнодорожным коммуникациям противника. В первый же день было совершено более 42 тысяч подрывов рельсов. Уничтожение рельсов продолжалось и в последующие дни. К середине августа партизаны Белоруссии произвели 94,5 тыс. подрывов рельсов, Ленинградской области — 3,2 тыс., Калининской — 7,2 тыс., Смоленской —8,3 тыс., Орловской —13,7 тыс., Украины— 7 тыс. Всего было подорвано свыше 133 тыс. рельсов, что составляло около 800 километров железнодорожного пути в одну колею. Операция продолжалась до 15 сентября.

3 августа Началась Белгородско-Харьковская наступательная операция  войск Воронежского (5-я и 6-я гвардейские армии, 5-я гвардейская и 1-я танковые армии) и Степного (53-я и 69-я армии, 1-й танковый и 1-й механизированный корпуса) фронтов во взаимодействии с войсками Юго-Западного фронта (57-я армия), продолжавшаяся до 23 августа.

5 августа наши войска после ожесточённых уличных боёв овладели городом и железнодорожным узлом — ОРЁЛ. Северо-западнее, южнее и юго-западнее Орла наши войска за день боёв заняли свыше 30 населённых пунктов. Того же 5 августа наши наступающие войска после упорных боёв овладели городом БЕЛГОРОД.

1-я танковая армия (М. Е. Катуков) к исходу 7 августа в результате стремительного манёвра ворвались в один из важнейших центров сопротивления немцев в оперативной глубине и крупный узел дорог — город Богодухов, пройдя с боями за пять дней операции свыше 100 км и оторвавшись от стрелковых соединений на 25—40 км. В районе Богодухова войсками армии были захвачены большие запасы горючего, позволившие заправить все машины соединения, а также крупный склад с военным имуществом. 8 августа 1-я танковая армия вела бои севернее Богодухова с отдельными крупными группами противника, разгромленного под Томаровкой, Борисовкой, Головчино, и юго-восточнее города — с частями танковой дивизии СС «Райх», 3-й танковой дивизии и остатками 19-й танковой дивизии. Противник предпринял несколько контратак, которые были отбиты.

Колонна немецких танков

5-я гвардейская армия (А. С. Жадов) и 5-я гвардейская танковая армия (П. А. Ротмистров) освободили Казачью Лопань и Золочев — крупные опорные пункты, прикрывающие Харьков с северо-запада. К исходу 7 августа советские войска вышли в район Наумовка, Ольховатка, прочно обеспечивая правый фланг Степного фронта с запада.

Степной фронт. К исходу 7 августа войска Степного фронта, прорвав пять оборонительных рубежей противника, углубились в расположение противника на 60—65 км. Советские войска подошли к тыловому оборонительному рубежу, проходившему через Богодухов, Золочев, Казачья Лопань, Журавлёвка, Веселое и прикрывавшему Харьков с севера и северо-востока. 9 августа 53-я армия (И. М. Манагаров), 69-я армия (В. Д. Крюченкин) и 7-я гвардейская армия (М. С. Шумилов), прорвав тыловой оборонительный рубеж немцев на участке Казачья Лопань, Журавлевка, Веселое, вышли на рубеж Слатино, Липцы, Весёлое.

10 августа 1943 года 94-й гвардейская стрелковая дивизия овладела районным центром Липцы. К утру 12 августа 1943 года части дивизии в упорных боях выбили фашистские войска из села Циркуны.

Шесть дней с 13 по 19 августа воины 94-й гвардейской стрелковой дивизии вели упорные бои на северо-восточной окраине Харькова, в районе населенных пунктов Шишкине, Коммуна имени Дзержинского, колхоз «Червони зори», Харьковское пограничное училище войск НКВД.

Гитлер приказал удержать Харьков любой ценой…

Продолжение о взятии и состоянии города — в записях Харьков, 23 августа 1943 года и  Харьков, август-сентябрь 1943

Добавить комментарий

