Skip to content

Харьков сентябрь-октябрь 1941, перед оккупацией

28.09.2010
Август 1941, Харьков, эвакуация

Август 1941, Харьков, эвакуация

До Харькова война докатилась за два месяца. К концу августа 1941 года город наводнили беженцы с запада и раненые. Население увеличилось с 900 тысяч до полутора миллионов, начались перебои с хлебом, развилась спекуляция. К выпечке хлеба подключили кондитерские предпри-ятия, в школе № 13 на Карла Маркса создали эвакопункт. В сутки он выдавал беженцам десятки тысяч пайков и обедов, поезда для отправки людей подавались на Южный вокзал каждый час, но их не хватало!

31 августа девять бомбардировщиков совершили второй ночной налет на город. Впервые было много жертв среди мирных жителей. В сентябре ночные налеты следовали все чаще и стали массированными. С целью деморализации населения бомбили уже не только заводы и важные объекты, но и прилегающие жилые районы, и центральные улицы. Под бомбами проходила и эвакуация города. ПВО не работало.

Уже с 18 сентября после взятия Полтавы судьба Харькова висела на волоске. По приказу Гитлера  часть немецких войск сразу после взятия Киева и окружения крупнейшей группировки Юго-Западного фронта восточнее Киева устремилась на Харьков. 20 сентября с ходу была захвачен Красноград — город в Харьковской области.
Находившиеся с июля в Харькове ЦК КП(б)У и правительство Украины в начале октября выехали в Купянск, а затем — в Воронеж, штаб Харьковского военного округа — в Сталинград. Обязанности начальника гарнизона до 20 октября исполнял облвоенком Маслов, после чего город был передан начальнику обороны Харькова генералу И. Маршалкову.

Осенью 1941 года Харьков являлся крупнейшим стратегическим узлом железных, автомобильных дорог и воздушных путей сообщения. Через него проходили не только направления запад-восток и север-юг Украины, но и железнодорожная магистраль, связывавшая центральные районы СССР с Крымом, Кавказом, Приднепровьем и Донбассом. Харьков обеспечивал быструю переброску войск как во фронтальных, так и в рокадных  направлениях фронта.

По значимости харьковский транспортный узел был, пожалуй, равен московскому.

Кроме того, Харьков являлся одним из крупнейших промышленных центров  Советского Союза, прежде всего, тяжелого машиностроения, что делало его отличной тыловой ремонтной базой.  Именно в Харькове был создан известнейший советский танк Т-34,  и именно  в Харькове находился самый мощный танковый завод страны.  В Харькове, до эвакуации, было выпущено 1675 -1б77  Т-34.

Крупнейшими военными предприятиями были ХПЗ им Коминтерна, (около 80 % выпускаемых в стране танков Т-34, двигатели для танков и др), Харьковский авиазавод, Харьковский комбинат НКВД (ФЭД). С началом войны на выпуск военной продукции были переориентированы все предприятия харьковской промышленности, как крупные (Харьковский турбинный завод, Тракторный завод, ХЭМЗ, «Серп и Молот» и другие), так и небольшие. Ассортимент продукции включал танки, самолеты Су-2, артиллерийские тягачи, миномёты 82 мм и 120 мм, пистолеты-пулемёты ППШ, боеприпасы всех видов и различное военное снаряжение.

Начиная с конца июля 1941 года станции Харьковского железнодорожного узла подвергались массированным авианалётам. Основными целями являлись железнодорожные и военные объекты и склады готовой продукции важнейших предприятий. Сами заводы ударам практически не подвергались — немцы стремились сохранить производственную базу Харьковского промышленного района для себя.  А. Гитлер несколько раз подчёркивал важность промышленного потенциала Харькова, так 4 августа 1941 года он утверждал:«… На втором месте по важности для противника стоит юг России, в частности Донецкий бассейн, начиная от района Харькова. Там расположена вся база русской экономики. Овладение этим районом неизбежно привело бы к краху всей экономики русских…»

16 сентября 1941 года, на следующий день после окружения войск Юго-Западного фронта в районе Киева, Государственный комитет обороны (ГКО) СССР постановлениями  681 «Об эвакуации предприятий Харькова и Харьковской области» и № 685 «Об эвакуации женщин и детей из Харькова» утвердил график эвакуации. 30 сентября 1941 года решением Харьковского обкома начата эвакуация поголовья скота, сельхозтехники и собранного урожая. На переброску промышленности, сельского хозяйства и населения отводилось чуть меньше месяца.

Начали, естественно для СССР! с эвакуации крупнейших стратегических предприятий: паровозо-строительного, тракторного и авиационного заводов. ХПЗ перебрасывался в Челябинск, где на базе тракторного завода был создан «Танкоград», ХТЗ перебрасывался в Сталинград, авиазавод— в Пермь. Для ускорения темпов эвакуации заводов были задействованы городские трамваи. К 20 октября 1941 года эвакуация промышленных объектов была практически завершена — из Харькова в тыл было отправлено 320 эшелонов с оборудованием 70 крупных заводов, был полностью вывезен подвижной состав Южной железной дороги.

Особые трудности представляла эвакуация Харьковского турбинного завода. Значительная часть его оборудования—это крупные станки, негабаритные для перевозки по железной дороге. С первых дней войны завод перепрофилировался на  продукцию для фронта. Работа в цехах прекратилась лишь 21 октября 1941 года, когда военные действия развернулись на подступах к городу (точнее, когда прекратилась поставка электроэнергии).

Также была проведена эвакуация сельского хозяйства области: за пределы области выведено более 95 % механизированного парка, до 90 % поголовья крупного рогатого скота и лошадей. Все находившиеся в пределах области предприятия пищевой промышленности (сахарные, мясоперерабатывающие, спиртовые, мукомольные и хлебные заводы) были выведены из строя. В полях остался неубранным урожай свёклы, картофеля и часть урожая зерновых.

Немецкое фото 1942 г

Меновая торговля на центральном (Благовещенском) рынке Харькова

Отправка людей проводилась централизованно по заявкам предприятий и организаций через эвакуационные отделы городских и партийных органов управления Харькова. В первую очередь эвакуировались партийные и управленческие кадры, специалисты, квалифицированные рабочие (с ХПЗ эвакуировали аж около 1000!), научные и медицинские работники, а также члены их семей. В число не получивших разрешение на эвакуацию попало множество рабочих и служащих, учителей, работников культуры. Эвакуация еврейской части населения централизованно не проводилась, поэтому ряд исследователей обвинял советскую администрацию в попустительстве трагедии Дробицкого Яра. Фактически была сорвана реализация постановления ГКО об эвакуации женщин и детей из Харькова. На момент оккупации города женщины, старики и дети составляли 78 % населения. Всего к 20 октября 1941 года из Харькова было эвакуировано 56 санитарных поездов и 225 эшелонов с людьми. Небольшому числу жителей удалось покинуть Харьков вместе с отступавшими советскими войсками попутным автомобильным и гужевым транспортом.

И вот вам бодрое заключение военных историков времен СССР:

«В результате эвакуации и проводимых мероприятий Харьков был лишён стратегического значения как крупнейший промышленный, научный и транспортный центр, и подготовлен к сдаче противнику с разрушенной производственной, городской и транспортной инфраструктурой.» Оставшееся в оккупации население обрекли на голод и смерть. И кто-то смеется над Голодомором! Да советская власть никогда не ценила жизни простых людей — ни в годы коллективизации, ни во время войны.

Немецкое цветное фото

 

Город был оккупирован 24 октября 1941 года силами 6-й армии вермахта под командованием Вальтера фон Рейхенау, 55-м армейским корпусом Эрвина Фирова. Советские войска — из-за угрозы окружения и отсутствия связи между соединениями — оставили Харьков раньше! В дни безвластия в городе началось массовое мародерство, грабежи магазинов и складов, возле дома моей бабушки выносили все из (уже разрушенной по приказу сверху!) макаронной фабрики, основное забирали оставшиеся мужчины,  возникали драки. Бабушке и ее золовке Моте с трудом добытый и еле дотянутый мешок вермишели помог кормить семью из трех женщин и двух детей в первые месяцы. Потом наступил страшный голод, приходилось менять вещи на еду, но не в Харькове — тут продукты стоили намного дороже, а ходить на менку в деревни. Ходила бабушка, а тетя Мотя оставалась с детьми. Молодую тетю Клаву угнали в Германию.

Об оставлении Харькова Совинформбюро сообщило лишь вечером 29 октября, приведя при этом абсолютно фантастические цифры потерь противника: 120 000 человек убитыми и ранеными. Отступление из Харькова объяснялось стратегическими соображениями советского командования. О том, что в оккупации со всеми вытекающими последствиями оказалось свыше полмиллиона жителей, не сообщалось.

Подробности тех событий сегодня мало кто знает. «Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить?» — вопрошал А. Епишев, бывший в 1941 году первым секретарем Харьковского обкома и горкома КП(б)У. Но если не помнить и не анализировать прошлое, не повторится ли оно в будущем?

По материалам Википедии, газеты «Слобода», http://memorial.kharkov.ua/history и фотоархивов.

Advertisements
10 комментариев leave one →
  1. 24.12.2010 22:59

    Харьков интересен тем, что его «оборона» строилась на другой парадигме нежели оборона Ленинграда, Москвы или Сталинграда. Ну или скажем так — была опробована другая парадигма.

    • 25.12.2010 18:33

      М-да, причем «обороняли» его по этой парадигме дважды! Кстати, после повторного взятия Харькова, жить в нем стало практически невозможно: снабжения не было, воды и света не было (ну об отоплении речь вообще не шла) все, кто мог уходили в деревни.
      Немцы могли отобрать воду, которую подростки с трудом носили из полыний.
      Мои бабушка и мама выжили в Ковягах.
      А я, после анализа событий зимы 1941-1942 гг в Харьковской области, наконец поняла, почему на берегах Северского Донца до сих пор так много окопов — Основная линия обороны больше года проходила там!

  2. валентина permalink
    07.03.2011 19:21

    Люди выживали так везде . У нас в Краснодаре мать также ходила выменивать вещи куда -нибудь в селоПосле войны очень было тяжело,всё помню и затируху из муки,и макуху ,чёрную от шелухи. М ы её дети всё время сосали от голода. И ещё помню как мать сшивала газеты ,для тетрадей

  3. Александр permalink
    30.07.2011 16:52

    Да, тяжело пришлось всему союзу… Если бы Харьков защищали как Москву, Ленинград, Тулу, Сталинград, то немцы не пошли бы на Краснодар и на Кавказ. Харьков был крупнейшим узлом сообщения СССР, взятие этого города позволяло немцам отправится в любой уголок Советского Союза, перехватить всю советскую нефть на Кавказе, войти в Москву и контролировать все поставки продовольствия на страну, производимого в УССР. Как известно, Украина и Кубань кормила все государство, Харьков был перевалочным пунктом поставок благодаря своей ЖД и развитым автомобильным трассам. Совесткое командование провалило важнейшую операцию, отдало один из самых важных городов СССР врагу. Это случилось, потому что весь фронт потерпел поражение в Киеве. Пока немцы дошли до Харькова, восстановить силы не удалось.

    • 01.09.2011 05:19

      Согласна — после Киева у командования был шок! Но… Харьков-то КАК эвакуировали! Людей бросили умирать, а заводы вывезти успели. И ведь в 1941 линия фронта стала на Старом Салтове — мы туда ездим купаться по воскресеньям!! То есть ну очень недалеко от города((
      Я раньше как-то об том не задумывалась… ведь в 1942 немцы прорвались дальше… ну и считала, что фронт сразу далеко ушел.
      Хотя на Старом Салтове просто огромное количество окопов от ВОВ осталось

    • Александр permalink
      14.10.2013 23:45

      а кто мешал жителям Харькова создавать добровольческие батальоны как это было в Одессе, Севастополе, Туле или Москве? Не кто не запрещал, но не создавали. А то количество войск что было в наличие город удержать просто не могло. В случае полномасштабной обороны Немцы еще в 41-м Кубани.
      Всегда легче искать виновных среди тех кто далеко…

      • 16.11.2013 09:59

        Насколько мне известно, партизанские отряды в Харькове создавались. Под руководством партийных органов, так же как и в Туле или Москве. Возможно, я и ошибаюсь, но без оружия партизанить как-то трудно, а оружия у населения-то и не было, а вот у партизан оно было — снабжали централизовано.
        Но то, что почти миллион жителей обменяли на оборудование заводов — вывозили людей тоже строго по спискам, спущенным сверху! — это исторический факт.

  4. Марина permalink
    25.11.2011 08:52

    У меня отец родом из Балаклея Харьковской области. В возрасте 3-х лет пережил оккупацию, чудом выжил вместе с матерью и сестрой, будучи помилован за светлые глаза и рыжие волосы немецким офицером, подарившим на прощанье шоколадку. Нужны более точные сведения о сроках оккупации поселка. Отца давно нет, скончался от третьего инфаркта, не дожив до 55 лет два месяца. Я попыталась на основе его прежних воспоминаний написать документальную повесть. Не хватает подлинных свидетельств. Живу в России в Волгоградской области. Буду рада любым сведениям. Спасибо!

  5. 06.05.2012 13:15

    HAPPY SUNDAY ! TOMORROW IS LAB !! WOW I CAN’T WAIT TO SEE MY TEACHER .

Trackbacks

  1. моторы немецких самолетов 1941 « Эхо блогосферы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: